Компания ЗАО «ИНЭП» провела опрос 250 белорусских предприятий с целью выяснить, какое место в их деятельности отводится маркетинговым мероприятиям.
В исследовании приняли участие предприятия из различных отраслей: легкой, топливно-энергетической, деревообрабатывающей, металлургической, машиностроительной, химической, бумажной и пр.
Результаты исследований показали, что отделы маркетинга имеются лишь у 42% предприятий, и только 27% из них считают, что эти подразделения на самом деле занимаются маркетингом, а не продажами.
73% от общего числа опрошенных руководителей сообщили, что при принятии решений принимают во внимание разработки и рекомендации маркетологов. 12% не считают нужным использовать их советы, а остальные респонденты затруднились ответить. Подобные результаты говорят о том, что топ-менеджеры ряда предприятий Беларуси по-прежнему принимают управленческие решения на основании интуиции или собственного опыта, что в современных условиях нельзя считать рациональным подходом. Быстро меняющаяся рыночная конъюнктура обуславливает необходимость в постоянном владении актуальной информацией, сбор которой – одна из важных задач маркетинга.
Тем не менее, большинство руководителей все же прислушиваются к рекомендациям маркетологов, что, несомненно, является положительной тенденцией.
Характерно, что предприятия, создающие отделы маркетинга, не имеют четкого понимания о том, чем должны заниматься такие отделы. Опросы показали, что 25% деятельности маркетинговых отделов отводится аналитике, еще 25 - продвижению, а половина времени уходит на вещи, никак не связанные с маркетингом – обзвон должников, продажи и пр.
Между тем, функции отдела маркетинга должны поровну распределяться между аналитикой и продвижением. Аналитическая функция является основой для принятия стратегических решений, а продвижение - важнейшим средством достижения поставленных целей. Аналитика у большинства предприятий сводится к исследованиям рынка посредством поиска информации в Интернете, в то время как должна проводиться гораздо более трудоемкая работа (анализа отчетности предприятия, оценка уровня конкуренции, изучение потребительских рынков и пр.).
Что можно порекомендовать белорусским предприятиям, которые хотят работать успешно и эффективно?
Только лишь создать отдел маркетинга - мало. Нужно также суметь организовать его работу на высоком уровне. Для этого следует в первую очередь четко определить функции и задачи отдела, а также собрать команду специалистов, которые смогут выполнять эти функции на высоком профессиональном уровне.
При отсутствии возможностей грамотно организовать деятельность маркетингового отдела, лучше перепоручить функции маркетинга аутсорсинговым компаниям, квалифицированные сотрудники которых со знанием дела возьмутся за реализацию поставленных задач.